?

Log in

Марат Гизатулин
kukuksumushu
.......... ..................
Марат Гизатулин [userpic]
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение. Суперджет




Сухой Суперджет, он же SSJ 100, он же RRJ – первый, и пока единственный российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный и запущенный в производство на постсоветском пространстве. Впервые российская авиационная фирма стала интегратором крупного международного проекта и привлекла к его разработке более 30 ведущих зарубежных компаний.

В современном мире нет ни одной страны, конструирующей и собирающей гражданские самолеты самостоятельно, без участия сторонних партнеров. Такие крупные проекты не могут обойтись без привлечения иностранных подрядчиков. У того же Боинга в России самый большой инженерный центр за пределами США. Эйрбас объединяет самолетостроителей Франции, Германии, Испании и Англии, США, Японии и Китая. Прямой конкурент Суперджета – Ембраер 175 спроектирован с участием 16-ти партнеров и к его производству привлечено 22 компании со всего мира. И фирмы-поставщики сложных авиационных систем и модулей сотрудничают со всеми авиастроителями. В производстве Боинга и Эйрбаса используются российские изделия из российского же титана, а, например, компания Hamilton Sundstrand разрабатывает и производит системы кондиционирования сразу для двух конкурирующих самолетов - Airbus А380 и Boeing 787. Самолёт – сложнейший конструктив, и ошибается тот, кто думает, что если взять лучшие импортные комплектующие и из них, как из конструктора Лего, собрать самолет, то он сразу полетит. Электроника сама поймёт, каким управляющим элементам и с каких датчиков сколько каких сигналов подать, гидравлика сама выдаст в нужное время необходимое давление, авионика непринуждённо и легко вольется своими электронными сигналами в бортовую сеть самолета. А ведь эти компоненты надо ещё и грамотно разместить в корпусе самолета. Суперджет спроектирован в России и без использования ватмана, кульмана, рейсшины и рейсфедера. Это первый в отечественной истории самолет, полностью созданный в цифре.

В самолёте используются: французские авионика, топливная система и шасси, английские кресла экипажа, германские системы жизнеобеспечения и электродистанционная система управления, швейцарские датчики вибрации двигателей, корейские двери, американская гидравлика, система пожаротушения, тормоза и отделка внутреннего интерьера. В России, в Новосибирске изготавливают носовой отсек фюзеляжа и хвостовое оперение. Все элементы из композитных материалов производятся в Воронеже. В Комсомольске-на-Амуре собирают фюзеляж, центроплан, элементы механизации крыльев, а также происходит окончательная сборка самолетов. Красят Суперджет в Ульяновске. Немалую роль в жизни самолёта сыграли ведущие институты России, в которых проводились ресурсные и статические испытания Суперджета. «СибНИА» в Новосибирске, ЦАГИ и ЛИИ в Жуковском.

Объединенная авиастроительная корпорация и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» открыли для нас двери ОАО Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, чтобы мы смогли увидеть производство нового российского регионального самолета.

«КнААПО» изготавливает три центральных отсека фюзеляжа (на картинках увидите маркировку Ф2, Ф3, включающий центроплан крыла, и Ф4), отъемные части крыла (ОЧК) и пилоны двигателей.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

В следующем фоторассказе из Комсомольска я покажу цех окончательной сборки Суперджета.

47.

48.


Как-то так в этот раз…

Comments

"нет подхода" порадовало:)
ладно, когда иностранцы псевдо-русские надписи так сочиняют, но когда наши Промтом злоупотребляют - еще смешнее выходит:)

это табличка на немецком обрабатывающем центре.
Допускаю, что сию надпись изготовили за пределами России.

Работник с этого завода сказал, что не полетел бы суперджете.
так что так.

я знаю людей, которые вообще ни на каком предмете тяжелее воздуха не полетят.
ни за какие коврижки!
:)

Еще не все потеряно в нашей авиации))). Хотя не видел сборочных цехов боингов и аэробусов)).

Марат, а вы сами летали на SSJ-100?
Я вот летал. Мне он показался говном (как для пассажира).

Увы, пока не довелось.
Но в салоне посидел.
Что именно Вам показалось говном?
мало места для ног? тесно заднице?
гудело в ушах? дуло всю дорогу?
трясло? или кормили плохо?
оно же всё субъективно.
Отдельно взятый полёт сам по себе или в сравнении с чем?

Не всё хорошо то что без ресфейдера

Хорошая работа Марат,как всегда:обращаешь внимание на такие детали,на которые никто,кроме "нас с тобой" не обращает внимание...
Посмею заметить один принципиальный просчёт конструкторов,которые обошлись
без еврейских фамилий,создавая такой продукт...Как можно обойтись без ватмана!!?

Re: Не всё хорошо то что без ресфейдера

:) а я про людей ничего не сказал :)
вполне возможно, что в ОКБ есть такие!
:)

Добрый день.

Я недавно летал Аэрофлотовским SSJ100.
Впечатления смешанные.

Мне он показался очень тихим самолетом при взлете и посадке(тише тех же 319 или 320 эйрбасов), за исключением очень шумного механизма складывания\раскладывания шасси.

Повеселил случай связанный с тем, что в Аэрофлотовских экземплярах пока нет индивидуальных кондиционеров.
Бортпроводница сказала что будут после 10 экземпляра, а на данный момент в компании Аэрофлот всего 3.

Мужик летевший рядом спросил не обкатывают ли на нас тесовые образцы, в ответ услышал что это очень надежный самолет, и компания очень заботится о безопасности своих пассажиров, и ни в коем разе не тестовые это образцы, просто пока без кондиционера. И тут же заверили его что в полете температура будет более чем комфортной. Так в принципе и было.

Мне понравился самолет в целом, и я рад в том что в постсоветском пространстве у нас хоть что-то производят.

ps сначала не туда ответил

Увы это так. Как говорят пилоты, все новые модели самолётов дорабатываются в процессе эксплуатации. Так что первые Суперджеты можно, в какой-то мере, рассматривать как тестовые.

а есть места, куда вас не пустили посмотреть/пофотографировать?
ну коммерческая тайна и прочие моменты. =)

А то сложилось ощущение, что вы с Сергеем там все обошли, все видели.

нас не пускали в цеха, где собирали СУ 27,
об этом мы и не договаривались.

Но военные сушки постоянно попадались на глаза :)

Спасибо, Марат!
Очень интересные фотографии.
Кстати, долистав до 31-й фоты, у меня чуть было не случился разрыв шаблона. На первый взгляд показалось, что там глава МИДа Лавров :)))

:) определенно похож :)

интересно)

А чо там делает мужик из "Авиастар-СП"(фото 26)? "Авиастар-СП" ведь в Ульяновске, кажись. Перевелся с одного завода на другой и спецодежду не сменил?

верно, что Авиастар в Ульяновске.
Возможно командировка.

Вот насчёт покраски не совсем понятно. В жёлтый красят (или грунтуют) на месте, а в нормальный цвет красить через всю страну летают? Или это как-бы совмещение с испытаниями?
У Сергея один покрашенный самолёт в цехе виден был. Это он уже из Ульяновска на досборку вернулся?

верно, грунтуют в Комсомольске,
окончательно красят в Ульяновске.

Про покрашенный Аэрофлотовский у меня отдельный пост был http://kukuksumushu.livejournal.com/85699.html
В следующем году готовые самолеты принимать будут в Ульяновске.
Сейчас их возвращают после покраски в Комсомольск.
Испытания испытаниями - это с покраской не совмещают.

После репортажа Доли хотелось изучать и дискутировать.
После Вашего - наслаждаться эстетикой производства...
Сильно. Очень сильно. Увидеть красоту там, где её замечать трудно...
Спасибо!

более vs более

У тебя как-то более технично и фотоотчетно, у Доли - более фоторассказно.
:)

Здорово!
Приезжайте к нам в Рыбинск, мы им двигатели делаем (:

а как же Ан-148?

Сухой Суперджет, он же SSJ 100, он же RRJ – первый, и пока единственный российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный и запущенный в производство на постсоветском пространстве.

А КАК ЖЕ ЭТО?

Ан-148 — ближнемагистральный пассажирский самолёт, рассчитанный на перевозку от 68 до 85 пассажиров[5]. Разработан в ОКБ им. О.К. Антонова. Производится на Воронежском акционерном самолётостроительном заводе и Киевском заводе Авиант.

с уважением,
LoL

Re: а как же Ан-148?

если внимательно вчитаться в текст приведённого послания,
можно сосредоточить своё внимание на слове "российский".
Именно это ключевое слово даст ответ на заданный Вами вопрос.

Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова, где спроектирован Ан-148 — это авиастроительный концерн Украины.
Конечно, Украина относится к постсоветскому пространству, но, спроектированный в ней самолёт очень сложно назвать российской разработкой, независимо от места постройки.

кстати, сегодня знаменательный день в истории российс

в 4:01 MSK Россия перешла на новую систему вертикального эшелонирования с сокращенными интервалами (RVSM) в воздушном пространстве.

Прощайте эшелоны 9, 10, 11 - 600, здравствуйте привычные 30, 32, 34 - тысячники ...

с уважением,
LoL

.... российской авиации

знаменательный день в истории российской авиации, конечно же ...

с уважением,
LoL

очень интересно...

а на 13-й что?... кромка инструмента?...

на 13-й деталь после фрезы обрабатывающего центра

Приятно посмотреть, что у нас еще работают люди. Пусть из зарубежных компонентов делают, да и ладно.
Спасибо за репортаж.

Как раз на этих фото зарубежных компонентов нет, они будут позже.

Как же всё таки сложно построить самолёт!

Марат, посмотрел я фотографии, и родился у меня к тебе вопрос.
Твои личные ощущения от производства?

Вот возьмём снимок под номером 18. Что делают все эти люди? Клепают крыло? Понятно, что сравнение с Боингом и EADS некорректно, но всё же, там в аналогичных технологических процессах задействовано такое же количество людей? Или больше автоматизации?

Не хочется мне выглядеть снобом и критиканом, но какое-то от увиденного складывается ощущение... Ну, может быть, нерациональности, кустарщины... Повторюсь, это не убеждение, а какое-то третье чувство.

Какие у тебя мысли и ощущения по этому поводу?

Ощущения у меня неожиданные.
Производство налажено, оттачиваются нюансы.
На 18-й картинке люди вручную размечают место для технологического крепежа.
Разметка, сверление, клёпка и стыковка деталей полностью автоматизирована.
Это делают роботы (конечно же под присмотром операторов).

Кустарщиной не пахнет.
Я не был на Боинге, но это и некорректно сравнивать.
Сколько Боингов вышло из цеха в Сиэтле?
Здесь завершается сборка шестого суперджета.
Думается мне, что в скором времени трудно будет отличить это производство от мировых лидеров :)

впечатляет