?

Log in

Марат Гизатулин
kukuksumushu
.......... ..................
Марат Гизатулин [userpic]
Якутия, Суперджет, Полярное сияние





Якутия – естественный холодильник нашей планеты. Зимой температуры опускаются до минус семидесяти градусов. Минус сорок здесь обычное дело. Именно сюда пригоняли Суперджет на проверку работоспособности машины в крайне отрицательных температурах. Говорят у Боинга для этих целей есть специальный холодильник, в котором морозят технику, чтобы проверить, как она заведётся после многочасового простоя на лютом холоде. Замороженный самолёт ведёт себя как живой организм. Вам, когда холодно, вы бодры и веселы? Самолёту так же. Надо согреться, разогнать электроны по электрическим кабелям, нагреть жидкие кристаллы в стеклянной кабине, согреть все рабочие жидкости, салон в конце концов, ведь в него скоро зайдут пассажиры.

Как заводится ваш автомобиль, после ночёвки в минус сорок? А самолёт стоит в расписании, ему нельзя опаздывать. На аэродромах есть специальная техника, подающая горячий воздух в отсеки авионики и в пассажирские салоны самолётов. Теплодувная машина называется МП-300. Так вот в минус пятьдесят, чтобы отогреть и запустить вспомогательную силовую установку Суперджета, нужна всего одна такая машина на сорок минут. Через сорок минут Суперджет сам запускает свою ВСУ и от штатной системы кондиционирования воздуха уже согревается сам. Одна машина на сорок минут. Всем остальным типам требуется минимум две таких машины и не меньше, чем на три часа. При этом Суперджет ночует на перроне.

Авиакомпания “Якутия” приобрела два Суперджета в свой авиапарк для региональных перевозок. А перевозки непростые. Территория республики Саха три миллиона квадратных километров. И это не самые заселенные в мире территории. Население Якутии меньше миллиона человек. На каждого жителя республики приходится три квадратных километра. Сейчас объясню, почему перевозки непростые. Туман в Якутии зимой – обычное дело. У аэропорта Якутск запасной аэродром – Чульман. Это семьсот километров. Представьте, что у Лондона запасной Мюнхен. И это на региональных перевозках. При дальности полёта чуть более трёх тысяч километров.

Я уже многократно летал пассажиром на Суперджетах Аэрофлота в Осло, Копенгаген и в Астрахань. Впервые уселся в пассажирское кресло авиакомпании Якутия на рейсе Хабаровск – Якутск. На новой машине всегда приятно лететь. Я не обладаю музыкальным слухом, чтобы сказать насколько шумно летит Суперджет. Мне в нём комфортно. Ногам не тесно. Потолок на голову не давит. Багажные полки нереально огромные. Кто летит на нём впервые, отметит простор туалетных комнат и ширину проходов. Это один из немногих самолётов, в котором можно пройти по салону во время раздачи бортового питания не играя с бортпроводниками и их тележкой в пятнашки.

За пол-часа до вылета из Хабаровска. Самолёт уже заправлен топливом и бортовым питанием.
2.

Заливается вода
3.

4.

5.

Пилоты готовятся к полёту. Третьим летит инструктор ЗАО ГСС
6.

Грузят багаж пассажиров
7.

8.

9.

10.

Полярное сияние в Хабаровске
11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Рабочее место старшего бортпроводника. Интерком для связи с бортпроводником в хвосте самолёта, с кабиной пилотов, для объявлений пассажирам. Здесь же управление освещением салона, сигнализатор дыма в туалетах
18.

Кухня. Авиакомпания Якутия одна из немногих угощает карамелькой «Взлётная» перед набором высоты и снижением
19.

20.

В туалете на стене откидывается пеленальный столик. В каких ещё самолётах это реализовано?
21.

Визуальный сигнализатор вызова бортпроводника. Голубой огонёк – вызывает салон. Оранжевый – туалет.
22.

Показометр количества воды в ёмкости туалетной комнаты
23.

Рядом интерком бортпроводника в хвосте самолёта
24.

Лук
25.

Оба Суперджета АК Якутия с персональным обдувом пассажиров.
26.

Инструктаж по безопасности
27.

И полетели
28.

29.

30.

Якутск встретил морозной свежестью.
31.

Сразу сливают остатки воды. Самолёт ночует на перроне. Что творит вода в минус сорок рассказывать не надо?
32.

33.

Короткое интервью Леонида Викторовича Чикунова – лётчика-испытателя, инструктора ЗАО ГСС. Этот человек учил Суперджет летать.
34.

А на следующий день в ангаре представители авиакомпании Якутия поделились опытом эксплуатации Суперджетов в непростых условиях региона. О тесном сотрудничестве с инженерами, техниками и пилотами ГСС в период ввода в эксплуатацию новой техники.
35.

36.

37.

38.

39.

А потом Суперджет отправился в свой первый рейс в китайский Харбин
40.

41.


Как-то так в этот раз…

Comments

Хороший репортаж получился из твоих родных мест :)

:) всё детство там нос морозил :)

И уши. :)

Потрясно как всегда!

спасибо!

Хорошо)

первая самая гут! инструктор ЗАО ГСС какой то уставший. а пососать)) карамельки перед взлетом и посадкой еще дают в ЮТэйр и в Ямале
как по комфорту сухой в полете по сравнению с А и Б ?

карамельки уходят в прошлое.
Всё меньше и меньше авиакомпаний их выдают

Марат, спроси пожалуйста у младшОго: если карамелька не самолётная, а аэропортовая (с логотипом, как положено), она имеет право на существование? :)

чёрт, не заметил этого твоего вопроса!
Дружище, у мелкого зубы начали меняться.
Пока никаких конфет :))))
спасибо за заботу!

Подумаешь, зубы.
Что ж теперь, от конфет любимых отказываться? :)))

я думаю самые уважающие себя авиакомпании их будут выдавать и дальше))

Наконец-то с обдувом стали делать))

на самом деле и без персонального обдува вполне себе комфортно.

а где ж сияние?

так на всех хвостах АК Якутия :)))

Боинг в холодильном ангаре только 787 испытывал. Специально к этому проекту построил. Во Флориде.
Видимо чтоб если что - удобнее было неполадки устранять. Самолёт больно спесифис-с-ский.

А так - какая-то из модификаций 777го прилетала в Якутск морозиться, было дело.

Edited at 2013-03-28 12:06 pm (UTC)

во Флориде холодильник - это сродни горнолыжному курорту в Дубаи :)
сильно!

Им нужно было быстрые перепады обеспечивать во всем диапазоне температур.

В туалете на стене откидывается пеленальный столик. В каких ещё самолётах это реализовано?
В А 320 точно. В других не обращал внимания, т.к. ребёнок подрос))

На 13-й уже облезла краска и виден зеленый грунт?

А!!! сенсация!!!!
Хотя, нет, не получится сенсации.
Свежепокрашенный самолёт блестит и отражает всё всоими поверхностями :)
Посмотрите на 10-ю картинку.
Видите на ней представителя службы авиационной безопасности в кислотно-зелёной жилетке?
Так вот 13-я картинка снята как раз с того места.
И то, что вам показалось грунтом - это отражение жилетки САБовца на предкрылке :)))

И на тему облезлой краски.
Вы видели когда-нибудь в аэропортах стоянку давно нелетающих самолётов?
Приглядитесь повнимательнее к технике.
Даже на этих машинах, покрашенных десятки лет назад, вы не найдёте грунта :)

Марат, спасибо Вам!
Красивые фотографии и полезное дело в одном флаконе!

Очень интересный репортаж, спасибо большое! Ну и сияние, конечно, порадовало! :)))

очень удачно

Хорошо снял - хорошо написал,спасибо!
Особенно понравилось про карамельку.

В Суперджете очень холодно сидеть около иллюминатора - пока летела из Астрахани в Москву, пришлось подкладывать пальто. Оно потом ледяное было.

Стюардессы такие... не замерзнут в якутский мороз)))))))

ни рекламы Водкики Байкал, ни тебе навальных и канделак, с садальскими в придачу .... Отлиный пост!

Я себя видел, ага. Отличные фотографии!

Отличный пост!!!! Спасибо огромное!!!!

вода в минус сорок превращается в карамельку "Взлётная", потом останется толко сиропом полить по вкусу ;-)
Хороший отчёт Марат!

Красивый самолет)

А это собственная инициатива летать с суперджетом!?

мне приказали :)

Судя по всему вам это нравится )) только иногда уставший очень на фото, или мне показалось?

Привет, у меня вопрос: привычный штурвал сменили на джойстик?

классно!)